Научно-исследовательская работа

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении X регионального Фестиваля исследовательских работ
дошкольников и учащихся 1-2 классов «Я узнаю мир»
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Региональный Фестиваль исследовательских работ дошкольников и учащихся 1-2 классов «Я узнаю мир» (далее — Фестиваль) проводится ежегодно с целью выявления и поддержки интеллектуально и творчески одарѐнных детей, создание
оптимальных условий для их дальнейшего интеллектуального развития, развития творческого потенциала ребенка, формирования навыков исследовательской деятельности.
1.2.Сроки и программа проведения, условия участия, состав жюри и рабочей группы Фестиваля определяется настоящим Положением и Порядком проведения Фестиваля.
2.ОРГАНИЗАТОРЫ И РУКОВОДСТВО
Координационная работа по организации и проведению Фестиваля
осуществляется Отрадненским управлением Министерства образования и науки Самарской области.
Информационную поддержку оказывают сайты ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный www.gymnasiumotradny.ru и Отрадненского управления министерства
образования и науки Самарской области www.kollegi.otradny.net.
Общее руководство проведением мероприятий Фестиваля осуществляет Организационный комитет (далее – Оргкомитет), в который входят представители:
 Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области
 ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный Самарской области
 Педагоги образовательных учреждений Отрадненского образовательного округа
3. ЗАДАЧИ
3.1. Задачи Фестиваля:
— создание условий для публичного представления результатов детской творческопоисковой деятельности;
— оказание психолого-педагогической поддержки творческой и исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников;
— обмен и обобщение опыта творческо-исследовательской деятельности детей в условиях общего и дополнительного образования;
— стимулирование деятельности преподавателей и работников ДОУ, дошкольников и учащихся 1-2 классов, включенных в исследовательскую деятельность.
4.СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ И СОСТАВ УЧАСТНИКОВ
Фестиваль проводится ежегодно. В Фестивале могут принимать участие воспитанники ДОУ 5-6 лет и учащиеся 1-2 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
Срок проведения: февраль 2019 года.
Дата проведения: 21 февраля 2019 года. Начало в 10-00 час.
По всем вопросам обращаться к координатору Фестиваля: Филипповой Вере
Владимировне, тел. (84661) 2-21-58, сот. 8-927-298-88-77
5.ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Фестиваль проводится поэтапно.
I этап. (заочный) – до 16 февраля 2019 года. На экспертизу представляются заявки и исследовательские работы участников.
Критерии оценки: постановка проблемы, актуальность, формулирование цели и задач, обзор литературы, методы решения, выводы, библиографический список.
II этап. (очный) – 21 февраля 2019 года. Участники выступают с 5-7 – минутным представлением своих работ
Фестиваль не имеет жёстких тематических ограничений, непременным условием является лишь творческий подход. Приоритет отдаётся работам, содержащим самостоятельный подход к заявленной теме.
Секции формируются оргкомитетом с учётом поданных заявок. Они могут соответствовать следующим направлениям: «Вещества от А до Я», «Декоративно – прикладное творчество», «Домашние питомцы», «Здоровье», «Изобретения и творчество», «История», «Краеведение», «Мир вокруг нас», «Мир растений», «Биология», «Окружающий мир», «Медицина», «Культурология», «Информационные технологии», «Лингвистика русская», «Лингвистика ИНО», «Мир профессий».
Условия участия в конференции
Для участия в Фестивале необходимо в срок до 16 февраля 2019 года представить в оргкомитет заявку организации (в электронном виде на адрес filippovavv07@mail.ru) с указанием фамилии и имени участника, класса или возраста, секции, полного названия работы, фамилии, имени и отчества руководителя (форма заявки в Приложении № 1) и исследовательскую работу (в бумажном варианте по адресу Самарская область г. Отрадный, ул. Отрадная, д.7).
Требования к исследовательским работам
Учитывая возраст участников Фестиваля, допускается представление работ в печатном виде либо руководителями, либо родителями.
Выступающие должны подготовить устный рассказ о выполнении своей работы, в котором излагается тема исследования, цель и задачи, пути их решения, конечный результат, выводы. Время выступления не более 5-7 минут.
Научный руководитель помогает подготовить тезисы выступления ребенка. Тема, затронутая в работе, должна быть, по возможности, оригинальной, либо должно быть оригинальным ее решение.
В работе ценится творчество, интеллектуальная продуктивность, открытие и новые идеи.
Реферативные работы и работы, полностью скопированные из ресурсов Интернета, не рассматриваются.
Требования к оформлению конкурсных работ
1. Работы должны быть напечатаны на компьютере с использованием шрифта «Times New Roman», размер «14», интервал полуторный.
2. На титульном листе необходимо указать: тему, фамилия, имя, отчество автора – участника, город, регион, образовательное учреждение. При наличии консультанта – фамилия, имя, отчество консультанта, место его работы, должность. И обязательно на титульном листе указать название секции, в которой планируете принять участие (Приложение 2).
3. В самом начале, во введении, напишите своими словами, почему вы выбрали именно эту тему, чем именно она вам интересна, и ваше отношение к тем вопросам, которые вы планируете затрагивать в работе.
4. Следует подумать об удобстве чтения: оглавление нужно поместить в самом начале, до введения.
5. Все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы (цифра «1» на титульном листе не ставится, нумерация начинается с введения, с номера 3). Страницы нумеруются арабскими цифрами. Номер страницы можно поставить в любом месте страницы, на ваше усмотрение.
6. Иллюстрации, таблицы, графики располагаются в приложении. На них должны быть ссылки в тексте работы. Иллюстрации, таблицы, графики, помещенные в работе, должны иметь названия, при необходимости – пояснения, а также собственную нумерацию (арабскими цифрами) по порядку в пределах всей работы.
7. Приложения оформляются как продолжение работы на ее последних страницах, располагать каждое приложение нужно на новой странице в порядке появления на них ссылок в тексте. Приложение должно иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть
напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ». Если приложений в работе более одного, их следует нумеровать арабскими или римскими цифрами порядковой нумерацией.
8. В заключении приводятся выводы. Еще раз напоминаем, что выводы необходимо написать простым, понятным языком – так, как если бы вы рассказывали о своих выводах друзьям, не знакомым с тематикой вашей работы.
9. В конце работы следует привести список использованных источников, включая Интернет-источники.
7. ЖЮРИ Фестиваля и экспертный совет заочного этапа.
Экспертный совет заочного этапа дает предварительную оценку
исследовательским работам и решает вопрос о допуске на II этап. Ими оформляется оценочный лист.
Жюри на очном этапе Фестиваля определяет победителей (I место) и призёров (II и III места) в каждой секции. Решение жюри Фестиваля оформляется протоколом. Состав экспертного совета и жюри в приложении №3.
8.НАГРАЖДЕНИЕ.
8.1.Основанием для награждения победителей конкурса является протокол жюри Фестиваля.
8.2. Учредители, спонсоры вправе учредить свои призы, гранты, о чем должны проинформировать Оргкомитет Фестиваля.
8.3.Награждение победителей проводится в рамках закрытия работы секции.
9.ФИНАНСИРОВАНИЕ
Расходы на проезд участников от места проживания до места проведения Фестиваля и обратно, а также организационный взнос в размере 300 рублей за 1 участника осуществляется направляющими организациями, спонсорами, родителями.
Положение
о школьной научно-практической конференции учащихся
(ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК»).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Школьная научно-практическая конференция учащихся 1-4 классов (далее — Конференция) проводится ежегодно с целью выявления и поддержки интеллектуально и творчески одарённых  учащихся, формированию навыков научно-исследовательской деятельности школьников в различных предметных областях, дальнейшего совершенствования работы по пропаганде научных знаний и
повышения интереса у обучающихся к изучаемым предметам.
1.2. Сроки и программа проведения, условия участия, состав жюри и рабочей группы Конференции определяется настоящим Положением и Порядком проведения Конференции.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
— выявление одаренных детей, привлечение учащихся к интеллектуальному труду в различных областях науки и техники, привитие навыков работы с научно-исследовательскими материалами
— создание условий для реализации своих способностей учащимся, вовлеченным в поисково-исследовательскую деятельность, приобщение их к решению задач, имеющих практическое значение для развития науки, техники и культуры.
— развитие творческого мышления, умения и навыков самостоятельной работы, приобщение учащихся к исследовательской, проектной, поисковой деятельности, расширение и углубление научно-технического творчества учащихся, теоретических знаний и необходимых профессиональных навыков.
— определение перспектив работы научных обществ учащихся старшего и среднего звена.
3. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ И СОСТАВ УЧАСТНИКОВ
Конференция проводится ежегодно. В Конференции могут принимать участие обучающиеся 1-4
классов. Срок проведения заочного этапа конференции: октябрь-ноябрь 2017 года. Дата проведения: 8
ноября 2017 года. Начало в 9-00 час
4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
4.1.Конференция проводится поэтапно.
I этап (заочный) — 6 ноября 2018 года. На экспертизу представляются
научно-исследовательские работы учащихся 1-4 классов. Экспертный совет дает оценку исследовательским работам и решает вопрос о допуске представленных работ для участия в очном туре.
II этап (Очный) – 7 ноября 2018 года. В день проведения Конференции на секционных заседаниях каждому участнику предоставляется 5-7-минут для изложения тезисов своей работы и 3 минуты для ответов на вопросы жюри и слушателей.
Участники конференции в каждой параллели оцениваются отдельно.
4.2. Секции формируются оргкомитетом с учётом поданных заявок и соответствуют следующим направлениям работы: «Биология», «География и экология», «Математика», «Физика», «Химия», «Окружающий мир», «История и краеведение», «Лингвистика русская», «Литературоведение», «Психология», «Социология», «Медицина», «Информационные технологии», «Здоровьесбережение».
4.3. Состав оргкомитета, жюри, количество и наименование секций определяется и утверждаются приказом директора школы.
4.4. При написании и оформлении работ претенденты должны руководствоваться требованиям к оформлению материалов. (см. Приложение1)
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
5.1. Жюри оценивает исследовательскую работу, руководствуясь критериями оценок, опубликованными в Приложении 2.
5.2. Жюри определяет победителей и призеров конференции, с учётом представленной работы и результатами защиты (обсуждений). В каждой секции определяются 1 победитель (1 место) и 2 призёра (2, 3 места) по каждой параллели отдельно. По итогам обсуждения возможно присвоение звания лауреата Конференции в номинациях. Решение жюри Конференции оформляется протоколом
5.3. Жюри даёт рекомендации участникам школьной конференции на участие в окружных конференциях.

Требования к оформлению материалов
1. На конференцию представляются творческие работы, являющиеся результатом
самостоятельных, экспериментальных исследований, поисковой деятельности.
2. Исследовательская работа предоставляется в объеме 10-15 максимально заполненных страниц, подшитых в папку. Рисунки и таблицы должны располагаться непосредственно в тексте. Шрифт текста – Times New Roman,
кегль – 14, межстрочный интервал – полуторный, поля – 15 мм сверху, 10 мм справа, 20 мм снизу, 30 мм слева, абзац (отступ) – 1,25 см. Страницы нумеруются снизу по центру. Титульный лист не нумеруется, но считается.
В работе должны иметь место следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Оглавление (включает перечень заголовков отдельных частей с указанием страниц).
3. Введение. (Постановка проблемы (задачи). Обоснование актуальности темы. Анализ источниковой базы. Методы исследования).
4. Основная часть раскрывает тему и содержит теоретические положения ( в случае необходимости экспериментальную часть), необходимые иллюстрации, правильно оформленные ссылки на первоисточники.
5. Заключение. Автор делает итоговые выводы.
6. Источники и литература (указывается вся литература, используемая автором, а также первоисточники в алфавитном порядке).
7. Приложения (могут быть вынесены материалы, иллюстрирующие или детализирующие основную часть, графики, таблицы, схемы и др.).
Введение имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса или с его историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями принципиального или технического характера, которые препятствуют достижению цели работы. Поэтому именно во введении должна быть четко сформулирована цель работы и задачи, актуальность. Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представить себе, о чем дальше пойдет речь, в чем суть проблемы (задачи, вопроса, эксперимента и т.п.), какую цель поставил перед собой автор. Объем введения – не более 2 страниц текста. Никаких иллюстраций в раздел «Введение» помещать не нужно.
Основная часть. Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание работы, ее суть, научную идею и т.п. В этом разделе должна быть четко раскрыта новизна и достоверность результатов работы. Понятие «новизна» для участников конференции вовсе не означает, что Вы
должны «открыть Америку». Новым может быть, например, анализ известных научных фактов и оценка их автором работы; новое решение известной научной задачи, новая постановка эксперимента и т.п. Экспериментальные
работы, макеты устройств и приборов, выполненные автором работы, почти всегда содержат элементы новизны. В то же время надо понимать, что новизна – это не самоцель работы; она должна быть логическим следствием самой
сути работы. В том же разделе работы должна быть доказана достоверность результатов, если она не очевидна из предшествующего опыта и уровня знаний. Достоверность результатов подтверждается, как правило, контрольными
расчетами, примерами решения, макетами устройств, ссылками на литературные источники, подтверждающими правильность полученных результатов и т.д.
Заключение – неотъемлемая часть научной работы. В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы, достигнута ли цель работы, поставленная ранее в виде утверждения, а не перечисления всего
того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и точными и, как правило, состоять из 1-3 пунктов. Утверждающее содержание вывода – это то, на чём настаивает автор, что он готов защищать и отстаивать; иными словами, выводы – это убеждения автора работы, за которые он готов бороться. Работа завершается списком литературы. Имеются ввиду те литературные источники (книги, журнальные статьи, описания изобретений, справочники и т.д.), которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней.

Формальные критерии оценки работы
1. Эрудированность автора в рассматриваемой области — 15 баллов
1.1. Степень знакомства с современным состоянием проблемы — 5 баллов;
1.2. Использование известных результатов и научных фактов в области — 5 баллов;
1.3. Полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых и
исследователей, занимающихся этой проблемой- 5 баллов.
2. Оценка собственных достижений автора — 20 баллов.
2.1 Грамотность и логичность письменного изложения материала — 5 баллов
2.2 Структура работы (введение, постановка задачи, решение, вывод) Культура
оформления — 5 баллов
2.3. Наличие самостоятельных исследований — 5 баллов;
2.4. Практическая значимость работы — 5 баллов;
3. Устное выступление — 20 баллов.
3 1. Степень раскрытия проблемы — 5 баллов;
3.2. Свобода владения материалом — 5 баллов;
3.3. Ответы на вопросы (полнота и аргументированность) — 5 баллов
3.4. Культура предъявления работы ( качество и доступность представления результатов для экспертов и слушателей, логика суждений культура речи, ссылки на
источники) — 5 баллов.

 

ПАМЯТКА по созданию учебных проектов

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.

Типы учебных проектов

1.Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.

3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

4.Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.

Этапы работы над проектом

  1. Выбор темы.

Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

*Что мне интересно больше всего?

*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

  1. Формулировка темы проекта.

Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

  1. Определение цели проекта.

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

Формулировка цели — это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

  1. Постановка задач проекта.

Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

  1. Высказать одну или несколько гипотез.

Гипотеза (греч.) это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».

Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную — на второе и т.д.

Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».

  1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
  2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
  3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
  4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.

Образец

Тема проекта: «Мир слов».

Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.

Задачи:

  1. Изучить строение словаря.
  2. Определить, когда и где можно использовать словарь.
  3. Придумать рекламу для толкового словаря.

Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря.

  1. Работа с информацией.

Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём — либо.

1) Сбор информации.

Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.

Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).

Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)

К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.

2) Методы исследования.

Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.

Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.

Методы исследования:

  • Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.
  • Изучение источника исследования.
  • Опрос.
  • Интервью.
  • Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).
  • Анализ информации.
  • Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.
  • Мозговой штурм.
  • Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).
  • Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.
  • Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.
  • Сравнение.
  • Обобщение.
  • Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.

Этим методом пользовался Шерлок Холмс. Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.

  • Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся образным сравнением: и один факт, и второй, и третий помогают сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод исследования.
  • Аналогия — сходство между явлениями, предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни действие так же.
  • Анкетирование.
  • Тестирование.

3) Результаты исследования.

Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.

Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.

Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация,

4) Вывод.

Выводэто логический итог рассуждений, умозаключение.

Оформление полученных результатов работы

На защите автор в своем докладе и при его обсуждении должен показать, что он может кратко и ясно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свои идеи и вести научную дискуссию.

После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание.

Структура работы:

— титульный лист,

— оглавление,

— введение,

— основная часть,

— заключение,

— список литературы,

— приложения.

Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется). В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор  литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответствовать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.

План оформления проектной работы:

  • Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).
  • Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).
  • Заключение (выводы и результаты).
  • Список литературы.
  1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:

Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения? Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи? Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

  1. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.
  2. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).
  3. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

Общепринятые стандарты оформления проектных работ:

Шрифт: TimesNewRoman, 14, нежирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

Межстрочный интервал: полуторный.

Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.

Нумерация страниц – со второй (страница с планом или содержанием).

Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.

Выравнивание текста по ширине.

На странице не меньше 40% заполнения.

Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставиться.

В объем работы не входят приложения.

  1. Защита проекта.

Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.

План защиты проекта

  1. Тема проекта.
  2. Цель проекта.
  3. Задачи.
  4. Гипотезы.
  5. Методы и средства исследования.
  6. Актуальность проекта.
  7. Этапы работы.
  8. Полученные результаты.
  9. Выводы.

Для почемучек

Темы исследовательских работ и проектов для начальной школы общей тематики:
А прочно ли куриное яйцо?
Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
Детские фантазии
Загадка клавиатуры
Искусство создания книги
Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
Краски в нашей жизни
Маленькая история о моей большой семье
Математика на кухне
Метеоцентр «Народные приметы» сообщает…
Мультфильмы: что это?
Мир ребёнка: взгляд сквозь время
Молодежный жаргон в речи современных школьников
Образ дракона в детской литературе
О некоторых способах выжить в природе
О чем рассказывают следы на снегу
Оригами и математика
Откуда в хлебе столько дырочек
Откуда хлеб на стол пришёл?
Польза бумаги
Почему вода в небольших водоемах зеленая?
Почему высохла лужа
Почему корабли не тонут
Почему море солёное
Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
Почему скисает молоко?
Почему стреляет попкорн?
Почему сугроб полосатый?
Почему хлеб бывает чёрный и белый?
Почему чай заваривают в горячей воде?
Путешествие водяной капельки
Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов
Русский богатырь: воплощение моей мечты
Сказка – ложь, да в ней намёк…
Спать или не спать? Вот в чем вопрос!
Хлеб всему голова!
Цвет и дети
Что такое микроскоп?
Что такое эксперимент?
Что у нас в солонке и в сахарнице?
Чудесные превращения, или Что такое сыр?

Я и моя семья

Темы исследовательских работ для начальных классов о семье:
Влияние компьютера на детей
Волшебство красок
Война и наша семья
Генеалогическое дерево моей семьи
Из истории детских обязанностей
Имя в жизни человека
Моя родословная
Лента времени моей семьи
Награда в нашем доме
Праздники нашей семьи
Письмо моей бабушки внуку
Семейные традиции
Семейные реликвии
Спортивная жизнь моей семьи
Наш дом. Наш двор.

Окружающий мир

 Темы исследовательских работ для начальной школы о природе:
А у нас ананас!
«Белая береза под моим окном»
Береза моя, березонька!
Вечнозелёная красавица леса
Жизнь леса
Кто красит листья в зеленый цвет?
Лес — наш друг
Мой райский сад
Мой любимый фрукт апельсин
Новогодняя красавица
Отчего осенью листья меняют цвет?
О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю
Полезные свойства калины
Портрет яблони
Почему в яблоке не прорастают семена?
Путешествие косточки
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Почему у елки колкие иголки?
Русская берёзка
Что мы знаем о древесной коре?
Что такое береста?
Что такое листопад?
Этот мексиканский незнакомец – авокадо
Яблоня и яблоко
Янтарь — волшебные слезы деревьев
Я садовником родился

Комнатные растения

Темы проектных работ начальной школы о комнатных растениях
Выращивание кактусов в домашних условиях
Зелёный подоконник в школе
Кактус – колючий друг
Кто ты, кислый лимон?
Лечат ли комнатные растения простуду?
Мир кактусов
Мир растений на подоконнике
Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
Мои зеленые друзья
Мой любимый цветок — бегония
Мой цветник
Мой сад
Мой чудо-цветок
Моё увлечение — кактусы
О комнатных растениях
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Секреты «бабушкиной герани»
Удивительные кактусы
Фиалка для мамы
Фиалки в подарок бабушке
Что мы знаем о лимоне?

Растения и ягоды

Темы исследовательских работ начальных классов о растениях:
В гостях у белой кувшинки
Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
Мой маленький мир дикорастущих растений
Одуванчик — маленькое солнышко
Портрет земляники
Посмотрите, одуванчик!
Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?
Почему подсолнух называют цветком солнца?
Почему растёт растение
Про вершки и корешки
Природное сообщество – луг
Роль растения в жизни человека
Что за ягода малина?
Что мы знаем о подсолнухе?
Ягодная азбука
Ягода Арбуз.

Огород

Темы исследовательских работ начальной школы об огороде:
Аптека на грядке: бабушкина капуста
Ах, картошка, картошка!
Ах, морковка, объедение!
Без окон, без дверей полна горница людей
«Весёлая фасоль»
Где лучше растет лук?
Где растут мочалки?
Загадки про овощи и фрукты
Кто его раздевает, тот слезы проливает
Любимая картошка в жизни нашей семьи
Лук от семи недуг
Наблюдение за развитием лука
Наш друг — лук порей
Нужна ли подкормка рассаде кабачков?
Обитатели приусадебного участка
Опыт с фасолью. Проращивание
Органическое земледелие
Откуда к нам пришли помидоры и почему их так назвали
Подбор растений для альпинария
Польза картофеля для здоровья человека
Помидор — плод здоровья
Праздник картофеля — Бульба
Сеньор-помидор
Фасоль — хороший или плохой сосед на грядке?
Раз горох, два горох…
Что наша жизнь? Игра? Нет – кабачковая икра!
Ступеньки жизни. История жизни фасолевого семечка

Лекарственные растения

Темы исследовательских проектов начальных классов о лекарственных растениях:
Бабушкина аптека
Крапива. Что я знаю о ней?
Лекарства- сорняки
Лечат ли комнатные растения простуду?
Нежность ромашки — для души и тела
Отчего крапива жжется?
Польза алоэ
Я не степью хожу, я хожу по аптеке…

Цветы

Темы исследовательских работ младших школьников о цветах
Выгонка гиацинта к 8 Марта — «Подарок маме»
Вырастим тюльпаны сами, а потом подарим маме
Мои любимые розы
Чудо цветы – бархатцы
Подари цветок маме
Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов
Подсолнух – солнечный цветок
Почему пахнут цветы?
Почему цветы разноцветные
Почему у бабушки на даче самые красивые цветы
Путешествие по царству цветов. Ландыш
Путешествие по царству цветов. Лотос
Путешествие по царству цветов. Одуванчик
Путешествие по царству цветов. Подснежник
Сохрани ландыш майский!
Тюльпан для мамы
Цветок Солнца
Цветок для мамы
Цветы для дома и души
Цветы в саду и дома
Чудесный мир ароматов
Я маме букет подарю…

Животные

Темы исследовательских работ начальной школы о животных:
Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
Зачем ежу яблоко?
Крокодиловы слезы
Кролики
Кто живет у нас в лесу?
Кто как приспосабливается к окружающему миру
Кто под бугорком живёт?
Кто строит дом на реке?
Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
Кто такой слон?
Кто ты, собака?
Кулинарные пристрастия белочки
Любимое домашнее животное
Люблю тебя, мой друг мохнатый!
Любознательный зверёк — белка
Люди и кошки.
Люди и дельфины
Мамонты — древние и могучие
Медведь сказочный и настоящий
Мир забавных животных
Мир зебр
Мир китов
Мир лошадей
Мир собак
Может ли хомяк заменить байбака, а байбак хомяка?
Мой пудель
Мой кот
Мое домашнее животное — немецкая овчарка
Мое любимое животное — дельфин
Можно ли подружиться с лошадью?
Мои домашние питомцы
Мои загадочные кошки
Мои кошки
Мои любимые кролики
Мои любимые лошадки
Мои любимые хомячки
Мои питомцы
Мои четвероногие друзья
Мой верный друг — собака
Мой домашний питомец — сирийский хомячок
Мой домашний питомец — скотч-терьер
Мой любимчик — морская свинка
Мой пушистый ласковый кот Рыжик
Мой рыжий непоседа — кот
Мой щенок: первый месяц жизни
Морская свинка — идеальное животное для детей любого возраста
Моя любимая кошка
Моя любимая собака
Моя удивительная встреча с дельфинами
Наблюдение за бобрами
Наблюдение за золотистыми хомячками
Наблюдение за развитием крольчонка при искусственном вскармливании
Наблюдения за домашними и дикими мышами
Нам не страшен серый крыс!
Наш любимый зоопарк
Необычные факты про обычного ежика
Нора – это дом. Жилища животных
О леопардах
Образ жизни и поведение моего кота
Образ жизни летучих мышей
Один день из жизни хомяка
О кошках
Олени — наши друзья
Отличие в поведении больших и маленьких собак
Очень длинношеее животное под чудным названием — жираф
Поведение домашних свиней
Поведение кошек
Потерянный мир динозавров
Почему вымерли динозавры?
Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?
Почему корова даёт молоко?
Почему на Земле вымерли динозавры
Почему скрипит косатка
Почему тигр полосатый?
Почему у Хомки толстые щечки?
Почему у кошки в темноте светятся глаза?
По следам уссурийского тигра
Привычки и повадки моих кошек
Про зайцев…
Пушистые чудики
Разные породы лошадей
Рядом с нами живут белки…
Свинья ли свинья?
Собака — друг человека
Собака друг человека или человек друг собаки?
Собака — настоящий друг
Содержание и воспитание щенка
«Существа, любящие нас больше, чем самих себя»
У кого длиннее хвост?
У кого язык на ноге?
Удивительные кошки
Удивительные дельфины
Удивительный мир динозавров-великанов
Умели ли динозавры летать?
Умеют ли разговаривать дельфины
Умеют ли животные считать?
Умственные способности кошки
Усы, лапы и хвост, или Что хочет сказать нам кошка?
Хвостатые гидростроители.
«Хвостик, хвост, хвостище»
Хомяк в поисках истины
Хомячки-пуховички.
Хорёк. Может ли он заменить кошку?
Царь динозавров
Чей нос лучше?
Чем заяц отличается от кролика
Чем лечатся слоны?
Что я знаю о дельфинах
Что я узнал о кошках
Что мы знаем о кошках?
Ягуар — величественный хищник
Я за любовь ко всем собакам.

Грибы

Темы исследовательских проектов начальной школы о грибах:
Грибное лукошко
Его величество боровик
О чём говорят нам названия грибов?
Плесень — это тоже гриб!
Ты, лисичка, рыжий гриб!
Удивительное царство грибов
Удивительная находка
Угадай-ка грибок!
Что за гриб на тонкой ножке?

Птицы

Темы исследовательских работ младших школьников о птицах:
Как зимует воробей
Кто же в гнёздышке живёт?
Кто такие птицы?
Кто такие амадины?
Курица — птица не простая!
Ласточка — вестник добра и счастья
Ласточкино гнездо
Мир наших увлечений. Волнистые попугайчики
Мир птиц
Может ли учащийся начальной школы держать дома страуса?
Мои журавлики
Мои любимые пингвины
Мои наблюдения за деревенской ласточкой
Мои певчие канарейки
Мои пернатые друзья
Мой волнистый друг
Мой домашний любимец — попугай Кеша
Мудрый ворон
Мы учили попугая
На крыльях весну принесли…
Наблюдение за птицами, посещающими кормушку
Наблюдение за образом жизни домашней песчанки и изучение влияния температуры на форму её гнезда
Наблюдение за поведением и размножением кряквы обыкновенной в домашних условиях
Наблюдения за популяцией городской ласточки
Наблюдения за трясогузкой
О воробьях
Пернатые архитекторы
Поведение птиц зимой
Поведение синицы зимой
Покормите птиц зимой!
Поможем зимующим птицам
Попугай корелла. Мое маленькое исследование
Почему зимой птичка стучит в окно?
Почему крик петуха раздается на рассвете в одно и то же время?
Почему многие грачи зимой не улетают?
Почему попугайчик волнистый
Почему птицы летают?
Почему птицы осенью улетают?
Почему у снегиря грудка красная?
Птицы – наши друзья
Птицы двора нашей школы
Птицы за моим окном
Птицы — наши друзья
Что за птица воробей?
Что за птица эта галка?
Чудо из яйца
Чье это гнездо?
Чьи гнезда лучше?

Пресмыкающиеся

Темы проектных работ начальной школы о пресмыкающихся:
Кто такие змеи?
Мир моей черепахи
Мой друг — черепаха
Моя домашняя черепаха
Необычные ящерицы
О черепашках
Опасны ли змеи?
Полезны ли ящерицы?
Почему у ящерицы хвост обрывается?

Земноводные

Темы проектных работ начальной школы о земноводных:
Лягушка с душою царевны
Наблюдение за развитием лягушки остромордой, болотной (Rana arvalis Nilsson) в аквариуме
Почему лягушки зеленые?
Царевна-лягушка, или Как я вырастила лягушку сама
Это сказочное существо – лягушка.

Рыбы

Темы исследовательских работ начальной школы о рыбах:
Аквариум и его обитатели
Аквариумные рыбки — какие они?
Ловись, рыбка, большая и маленькая…
Мой аквариум
Мы создали аквадом, веселятся рыбки в нем
Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме
Наблюдение за рыбками-попугаями
Обитатели водоёмов
Обитатели пресных водоемов
Почему у камбалы глаза на одной стороне
Рыбы наших вод
Хищнее щуки рыбы нет…
Что случилось с кетой?

Насекомые

Темы исследовательских работ младших школьников о насекомых:
Комар: казнить нельзя, помиловать…
Кто живет в компьютере?
Кто как приспосабливается к окружающему миру
Кто такая медведка
Кто такие пауки?
Маленький, да удаленький, или Как двигаются насекомые
Медовая братва
Мир жуков
Мир стрекоз
Моё открытие о мухе
Моя коллекция насекомых
Муравьи и их царство
Муравьиная жизнь
Наблюдение за циклом развития бабочки павлиний глаз
Наблюдение за особенностями жизни и поведения богомола в неволе
Наблюдение за циклом развития колорадского жука
Наблюдения за развитием муравейника
Насекомые моего двора
Насекомые. Какие они?
О пауках
Откуда пришли рыжие и куда они нас ведут?
Ох уж эти комары!
Ох уж эти шершни!
Паук – человеку друг
Покровительственная окраска животных (Почему кузнечик зеленый?)
Понимаем ли мы животных, или как привлечь бабочек в свой сад
Порхающие цветы
Почему бабочки не живут в городе?
Почему водомерка ходит по воде?
Почему не тонет водомерка?
Про муравьев
Пчела — друг человека
Пчелиная семья
Разумны ли муравьи?
Сколько точек у божьей коровки?
Удивительный мир бабочек
Хвала пчеле!
Чем интересны пауки
Чудесное превращение гусеницы в бабочку

Черви, улитки, бактерии, микробы

Наблюдение за дождевым червяком
Моя ахатина, Ульяна!
Не смотрите свысока на простого червяка
Ах, эти бактерии!
Кто такие микробы?
Мир «невидимок» вокруг нас, или Как поймать микроба?

Основы географии

Достопримечательности нашего города
Есть ли будущее у нашей деревни?
Есть ли в воздухе вода?
Как рождается снежинка?
Кто в Африке живет?
Кто предскажет нам погоду?
Маршрут поиска капитана Гранта (по книге Ж. Верна «Дети капитана Гранта»)
Мое любимое место отдыха
Незнайка на Луганщине.
От кого река бежит?
Откуда пришёл к нам чай?
Почему вода на Земле не иссякает
Почему вулкан назван вулканом и отчего он «огнём дышит?»
Почему извергаются вулканы?
Почему морская вода соленая?
Почему появляются водопады?
Почему у елки колкие иголки?
Разноцветные моря
Снежные исследования
Семь чудес света
Семь чудес России
Семь чудес Украины
Цвет и названия морей
Что такое айсберги?
Что такое кварц?

Экология

Темы исследовательских работ начальной школы по экологии:
Были о пыли
Бездомные животные — проблема каждого из нас
Живая вода
Живи, родник!
Как спасти нашу реку?
Какую воду мы пьём
Каким воздухом мы дышим
Как мультфильмы влияют на психику ребенка
Охранять природу — значит охранять мир
Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
Экология моего поселка
Экология нашего водоёма
Экопродукты моего огорода.

Физкультура и основы здоровья

Темы исследовательских работ начальной школы по физкультуре:
Если хочешь быть здоров
Здоровый образ жизни
История лыж
Мой режим питания
Молоко полезно детям
Опасности двора
Профилактика кариеса у ребят младшего возраста.
Полезно ли мороженое
Полезны или вредны дрожжи?
Полезные свойства кумыса
Польза и применение витаминов.
Спортивная жизнь семьи
Что такое витамины?
Художественная гимнастика.
Шоколад – вред или польза.
Я — велосипедист.

Русский язык и литература

Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».
Несказочные размышления о сказке (анализ основных черт характера героев сказок о животных).
Пиноккио и Буратино.

Математика

Темы исследовательских работ начальной школы по математике:
Авторские задачи по математике для учащихся 1-го класса.
Арифметика — наука о числе.
Веселые задачки
Веселый математический поезд
Весёлые задачи «Лесная математика».
Весёлые задачки для юных рыбаков.
Древние единицы длины
Единицы измерения в Древней Руси
Задачи в рисунках
Задачи для внимательных и сообразительных.
Задачи на свежем воздухе
Задачи-сказки
Искусство отгадывать числа
Как быстро выучить таблицу умножения
Как хорошо уметь считать!
Математика в жизни кошки.
Математические пословицы
Математические раскраски для 1-го класса.
Математические сказки
Математический калейдоскоп.
Меры и их измерения
Мое домашнее задание
Мое любимое число
Можно ли назвать натуральные числа удивительными?
Мои замечательные друзья – цифры
На уроке математики
Натуральные числа в жизни человека.
Наше творчество в математике.
О дюймах, вершках и сантиметрах.
От сложения до деления
Приемы быстрого счета
Про число ноль
«Раз, два, три, четыре, пять начинаем измерять»
Развивающие задания по математике
Разговор о нуле
Решаю задачи с радостью
Секреты таблицы умножения
Система мер длины
Сколько стоит килограмм картофеля с моего огорода?
Старинные денежные единицы
Старинные меры длины, объёма и веса в русских пословицах и поговорках.
Страна доброй математики
Таблица умножения на пальцах
Умеют ли животные считать?
Умножение с увлечением
Числовые великаны
Чудо-задачник.

Основы химии

Выращивание кристалла из соли
Выращивание кристалла из медного купороса.
Выращивание кристаллов в домашних условиях.

Основы информатики

Темы исследовательских проектов дошкольников по информатике:
История возникновения компьютера.
Как считали наши предки
Разновидности счетов в различных странах.
Первое электрическое устройство для счета.

Музыка

Темы исследовательских работ начальной школы по музыке:
«Стихи, которые поют» (песни на стихи поэта-сказочника С.Г. Козлова).
Баю-баюшки-баю (колыбельные песни русского и якутского народов).
Видение музыки через рисунок.
Влияние музыки на аквариумных рыб.
Гармоника в нашей семье.
Детские музыкальные инструменты
Детские ударные инструменты
Занимательная история ксилофона.
История одного инструмента.
История происхождения балалайки.
Ложки как музыкальный инструмент.
Любимые песни моей бабушки.
Музыкальные краски
Поговорим о маме музыкой.
Сергей Прокофьев. Музыка для детей.
Сказка в музыке.
Частушки про цифры.

Профессии и хобби

Автомобили современные и старинные.
Автомобили старинные
Календарь семейных профессий.
Мое увлечение – старинные автомобили.
Моя коллекция насекомых.
Почтовые марки.
Профессии нашей мечты
Профессии наших родителей.

Материал взят с сайта http://obuchonok.ru